Из истории штор

01 июля 2016

В Древней Греции шторы играли большую роль в украшении интерьера. Шторы украшали не только декоративными узорами. Часто изображали мифологические или исторические сюжеты. Самыми любимыми цветами для штор, были  зеленый, шафранный, золотой, фиолетовый и малиновый. С раннего времени пурпурный цвет штор  ассоциировался с царской властью. У греков отличались покрывало для мебели и настенные шторы. На фоне белых или ярких однотонных стен настенные шторы, по всей видимости, производили очень сильное впечатление. Греки любили активно использовать цвет – ведь и скульптуру и архитектуру они тоже раскрашивали. Иногда они применяли в интерьерах многослойные сложные шторы,  причем каждый слой был окрашен своим цветом.

 

Как и римляне, византийцы  использовали много тканей для создания комфорта и уюта. В арочных проемах были укреплены на перекладинах разнообразные шторы. Их завязывали или оборачивали вокруг колонн, если нужно было открыть проемы. Ложа, табуреты, и троны украшались восточными тканями, коврами и высокими подушками. Шелк изготавливался в самом Константинополе. На стенах висели шелковые шторы  пурпурного цвета – это был цвет римских императоров, и императоры Византии считали его цветом власти.

         

Готика. В средние века вся жизнь феодалов проходила в разъездах. Чтобы как-то скрасить помещение, в которое переезжали, с собой возили большое количество штор. Обычно вельможи возили за собой целый обоз тканых покрывал, за счет которых создавался уют в пустующих помещениях. Тканевые шпалеры получили особенное распространение в конце XIV века. В «часослове маршала Бусико» есть замечательный вид французской королевской спальни этого времени. Весь спальный покой убран синими покрывалами с вытканными золотыми лилиями. Темы и сюжеты на шторах, коврах и настенных росписях, совпадали. Осенние и зимние мотивы – это сцены псовой  и соколиной охоты, пасторали – это весна и лето. Также сюжетами служили военные победы.  Кровати в период готики с целью создания большего уюта, как правило, снабжались балдахинами и шторами для отгораживания ложа.

 

В эпоху Возрождения  в редких случаях при декорировании стен использовали  шторы  для драпировки, то в верхней части стены шел фриз, а ниже развешивали шторы. В эпоху  Барокко  подобная традиция украшения стен получила дальнейшее развитие. Кровати были высокими с приступкой и балдахином или задергивающимися шторами, с высоким приподнятым изголовьем.

 

Барокко, зародившись в Италии, было прямым продолжением  Ренессанса, развитием его идей и форм. Основные формы барочного стиля, как и ренессансного, восходят к Античности. Главное, что отличает барокко от ренессанса, - повышенная динамичность форм, беспокойность, кривизна линии, пышность и помпезность.

      

Рококо - стиль искусства двора и аристократии. Рококо – в основном стиль интерьера, справедливее было бы его называть не архитектурным, а декорационным стилем. Для стиля рококо не характерны прямые линии и симметрия, напротив, рококо пользуется изгибающимися линиями, которые получили название арабески. Материалы использовались самые дорогие: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Цвета рококо – белый, золотой, нежно голубой, розовый, и вся пастельная гамма. Основным сочетанием цветов был – белый и голубой с золотом. Надо отметить, что представление об интерьере как целостном ансамбле зародилось именно в эпоху рококо.

 

 Классицизм. Шторы шьются из шелковых, достаточно тяжелых и плотных тканей и обычно заводятся под карниз прямоугольной формы. Часто используются карнизы, украшенные лепниной или резьбой в строгом, тоже несколько "прямоугольном", характерном для классицизма стиле. В отделке часто используется бахрома. Подхваты - с тяжелыми кистями.

   

Ампир - высшая точка, а одновременно и последний этап Классицизма. Ампир - безусловно, масштабный, монументальный стили, но при этом холодный и рассудочный. Это стиль империи, возник во Франции при Наполеоне. Наполеон стремился окружить себя блеском и пышностью.  В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Знамена, лавровые венки, факелы, скрещенные мечи и прочая воинственная символика - все эти декоративные мотивы, которые также использовались и в дизайне штор. В основном отразилось на форме карнизов и их наконечников, узорах на шелковых и бархатных тканях. Также использовалась отделка золотой бахромой.  Стены иногда затягивают тканями, драпированными на манер античных одежд, либо оклеивают обоями со строгим рисунком.

 

Механическое соединение различных стилей или использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка другой, более поздней, называется - Эклектика. При оформлении окна приемы и мотивы разных стилей, тоже смешивались. Например,  классические тяжелые шторы сочетались с  взбитым тюлем в стиле модерн. Жанр эклектики и сложен, и прост, как все

 

Модерн в дизайне штор - это асимметрия и изящный, продуманный беспорядок с использованием классических свагов и жабо, но трактуются совершенно вольно и располагаются как угодно асимметрично. Часто встречающиеся в стиле модерн сочетания цветов: лилово-серые, сине-лиловые, лилово-розовые, перламутровые, зелено-серые, оливковые, фисташковые.

 

После войны, в 1920-е гг., во Франции и не только возникла потребность в стиле, который бы напоминал о довоенной роскоши. Благодаря тяге к роскоши и появляется стиль Арт Деко - последний «новый» стиль, сознательно ориентированный на прошлое. Ар Деко игнорирует массовое производство, выдвигая на первый план ручное изготовление и в единичных экземплярах. В интерьере Арт Деко главное внимание уделяется не столько функциональности, сколько декорированию и орнаментации. Ткани использовались только натуральные. Чрезвычайно популярны геометрические орнаменты из шести-, восьмиугольники, овалов и кругов, треугольников и ромбов. Используются цитаты из классицизма, преколумбийской, египетской культуры, африканского искусства. Возникнув первоначально как стиль роскоши, со временем Арт  Деко стал перенимать элементы «интернационального стиля» (модернизм), так как производство становилось все более массовым.   

 

Простота - лозунг интернационального стиля. В интернациональном стиле  воплотились многие принципы школы Баухауз: четкие конструкции, подчеркнуто прямолинейный горизонтальны дизайн, минимум деталей. Это «чистый» конструктивизм адаптирован к условиям реальной жизни. Минималистичные формы окрасились в Ткани.